ФЭНДОМ

Имамутдинова Е.К.Править

Табличный процессор (ТП) — это прикладная программа, предназначенная для организации табличных вычислений на компьютере.

Вычислительная таблица, которая создается с помощью ТП, называется электронной таблицей. Первый табличный процессор был создан в 1979 году, предназначался для компьютеров типа Apple II и назывался VisiCalc. В 1982 году появился табличный процессор Lotus 1-2-3, предназначенный для IBM PC. Lotus объединил в себе возможности электронных таблиц, деловую графику и некоторые функции реляционной СУБД. Практически все последующие табличные процессоры (Multiplan, QuattroPro, SuperCalc и другие) поддерживали эти три функции. Одним из самых популярных табличных процессоров сегодня является MS Excel, входящий в состав пакета Microsoft Office. Кратко повторим основные понятия, связанные с электронными таблицами.

Электронная таблица (ЭТ) — это своеобразная компьютерная технология организации табличных расчетов. В основе ЭТ лежит несколько главных идей.

Первая идея — рабочее поле структурировано и о образцу шахматной доски. ЭТ, подобно шахматной доске, разделена на клетки. Строки таблицы пронумерованы числами, а столбцам присвоены буквенные имена (рис.1).

Рис.1.jpg

       Рис. 1. Среда электронной таблицы

Клетки-ячейки таблицы именуются подобно клеткам шахматной доски: A1, В2 и т, п. Данные имена называют также адресами ячеек в таблице.

Любая прямоугольная область таблицы называется блоком. Блок идентифицируется именами ячеек, расположенных в противоположных углах. Например: A1:E5 — весь фрагмент таблицы, показанный на рис. 1.

Вторая идея — в ячейках таблицы  помимо текстов и чисел (как и в реляционных базах данных), могут помещаться вычисляемые формулы.

Числа.

Для представления чисел могут использоваться несколько различных типов форматов (числовой, экспоненциальный, дробный и процентный). Существуют специальные форматы для хранения дат (например, 25.05.2007) и времени (например, 13:30:55), а также финансовый и денежный форматы (например, 1500,00р.), которые используются при проведении бухгалтерских расчетов. По умолчанию для представления чисел электронные таблицы используют числовой формат, который отображает два десятичных знака числа после запятой (например, 195,20). Экспоненциальный формат применяется, если число, содержащее большое количество разрядов, не умещается в ячейке. В этом случае разряды числа представляются с помощью положительных или отрицательных степеней числа 10. Например, числа 2000000 и 0,000002, представленные в экспоненциальном формате как 2 * 10' и 2 * 10 , будут записаны в ячейке электронных таблиц в виде 2,00Е+06 и 2,00Е 06. По умолчанию числа выравниваются в ячейке по правому краю. Это объясняется тем, что при размещении чисел друг под другом (в столбце таблицы) удобно иметь выравнивание по разрядам (единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.).

Текст.

Текстом в электронных таблицах является последовательность символов, состоящая из букв, цифр и пробелов, например текстом может являться последовательность цифр «2004». Но умолчанию текст выравнивается в ячейке но левому краю. Это объясняется традиционным способом письма (слева направо).

Формулы.

В качестве операндов в этих формулах выступают имена ячеек таблицы. Например, в ячейке ВЗ может находиться формула =А1+В1. Сразу после занесения формулы в ячейку табличный процессор ее вычисляет и отражает в ячейке полученное значение. При изменении значений в ячейках-операндах мгновенно происходит пересчет формул

Третья идея — принцип относительной адресации. Адрес ячейки, присутствующий в формуле, обозначает ее расположение относительно ячейки, в которой записана формула. Например, формула  =А1+В1 в ячейке ВЗ воспринимается так: содержимое ячейки, расположенной на две строки выше и на один столбец левее, сложить с содержимым ячейки, расположенной на две строки выше в этом же столбце. При переносе этой формулы в другие ячейки, например путем копировании, формула преобразуется, сохраняя тот же смысл относительного расположения слагаемых. Например, скопированная из ячейки ВЗ в ячейку С4 эта формула примет вид  =В2+С2.

Для отмены действия принципа относительной адресации используется символ *$* помощью этого символа можно сделать неизменяемым (абсолютным) как весь адрес, так и отдельную его часть (строку или столбец). Например, если в ячейке ВЗ записана формула  =$А$1+$В$1, то при копировании в ячейку С4 она не изменится.

Области применения табличных процессоров

Современные табличные процессоры позволяют применять многочисленные средства автоматизации решения задач, так что возможным стало даже написание конкретных приложений на их основе. Кроме того, они обладают широкими графическими возможностями. Табличные процессоры особенно широко используются в аналитической деятельности, а также для подготовки документов сложной формы.

Основное назначение табличного процессора – автоматизация Расчетов в табличной форме.

Например, в табличном процессоре можно вести журнал успеваемости. Преподаватели смогут заносить в него оценки учащихся, а встроенные формулы позволят высчитывать средний балл для каждого ученика, общую успеваемость группы по предмету и др. Каждый раз, когда учитель вносит новую оценку, табличный процессор будет автоматически пересчитывать все результаты.

По сравнению с бумажной предшественницей электронная т. к. лица предоставляет пользователю гораздо больше возможностей для работы. В ячейках таблицы могут записываться различные числа,  даты, тексты, логические величины, функции, формулы. Формулы позволяют практически мгновенно производить пересчет и выводить в соответствующей ячейке новый результат при изменении исходных данных. Эта возможность позволяет активно использовать электронные таблицы:

  • для автоматизации вычислений;</li>
  • для представления результатов вычислений в виде диаграмм;</li>
  • для моделирования, когда исследуется влияние различных значений параметров.

    Табличный процессор получил широкое распространение во всей экономической системе: в бухгалтериях фирм и предприятий, в экономических отделах, в коммерческих банках и других организациях, что связано с большим количеством экономических операций и их универсальностью.

    Табличный процессор является неотъемлемой частью прикладного программного обеспечения АРМ экономиста, что связано с его функциональными возможностями.

    Табличный процессор позволяет автоматизировать процесс обработки экономической информации, осуществлять сложные вычисления, анализировать их и представлять в наглядном виде (графики, диаграммы). В настоящее время, когда клиент все больше обращает внимание на оперативность, наглядность предоставляемой информации, а для экономистов все важнее становится обработка и хранение больших объемов данных, играют большую роль такие функции Excel, как составление списков, сводных таблиц, возможность использования формул, копирование данных, форматирование и оформление, анализ и предоставление данных с помощью диаграмм и сводных таблиц, извлечение информации из внешних баз данных, обеспечение безопасности.

    </li>

  • Обнаружено использование расширения AdBlock.

    Также на ФЭНДОМЕ

    Случайная вики